Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть – традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные – это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки.       

 
        Все их можно условно разделить на виды:
  • Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик)
  • Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…)    
  • Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …)
  • Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …)
  • Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...)   
  • Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.)
 
        Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки).
         Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения  (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш  наблюдает  его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.
        Есть также целый ряд игрушек, которые кажутся динамическими, но таковыми не являются. Это заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение. Например, тявкающая собачка, солдат, стреляющий из положения лежа и др.  Как правило, движение конвульсивно, однообразно. Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение. Телесное отождествление ребенком себя с этим движением неестественно, более того, наносит вред его развитию – поэтому подобные игрушки динамическими не являются.
 
        Что дают динамические игрушки для развития ребенка? В детстве, наверное, все нынешние взрослые крутили юлу, возили бабочку-каталку. Но вряд ли мы помним свои внутренние переживания. Эти душевные движения, явленные телесно, мы можем наблюдать у маленьких детей.
Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается  вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.
       
         Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой,  сверху которой кувыркается клоун-акробат,  опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов.
Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями, с архетипами движения в целом.
 
        Динамические игрушки особенно хороши для детей с нарушениями внимания, движения и равновесия. Наблюдение в покое – это упражнение способности восприятия. Запуск движения требует концентрации внимания и координации движения – как, например, в случае с волчком. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя, этого не скажешь о юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны – восприятие такого центробежного движения могут не концентрировать, а возбуждать.
 
Выбирая игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:
-естественность и плавность движения – если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»
-эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия.
-соответствие звука и образа – гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого.
-прочность и ремонтопригодность.
-возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).